[Греч. ἀποστολικοὶ ἄνδρες; лат. viri apostolici], иногда «апостольские отцы» (лат. patres apostolici), общее название для некоторых раннехрист. авторов кон. I - 1-й пол. II в.
Часто встречающееся утверждение о том, что название «мужи апостольские» появилось только в Новое время, не соответствует действительности. Сщмч. Игнатий Богоносец приветствовал христ. общины в Послании к Траллийцам «по образу апостольскому». Эпитет «апостольский учитель» (διδάσκαλος ἀποστολικός) появляется уже в Мученичестве сщмч. Поликарпа Смирнского (Martyr. Polyc. 16). Климент Александрийский использует выражение «муж апостольский» применительно к ап. Варнаве (Clem. Alex. Strom. II 118. 5), и это выражение употребляется как вполне привычное в Мученичестве сщмч. Игнатия Богоносца (Martyrium Ignatii Antiocheni: (Martyrium Antiochenum) // Patres apostolici / Hrsg. F. X. Funk, F. Diekamp. Tüb., 19133. Bd. 2. S. 324). Тертуллиан отличает М. а. (apostolici или apostolici viri) от апостолов (apostoli), употребляя 1-е выражение в смысле «ученик апостолов» (напр.: Tertull. De praescript. haer. 32; Idem. Adv. Marcion. 4. 2). Свт. Фотий I К-польский называет мужами апостольскими Папия Иерапольского и сщмч. Иринея Лионского (Phot. Ep. 291; см.: ПМА. 2008. С. 461. Фрагм. 22; подробнее о цитатах из писаний М. а. у визант. авторов 1-го тысячелетия см.: Grant. 1962).
Сочинения М. а. как отдельная группа собраны в Святогробской иерусалимской рукописи 1056 г. (Hieros. Patr. 54), обнаруженной лишь в XIX в. (тексты впервые изданы митр. Филофеем Вриеннием в 1875 и 1883 гг.; см.: ПМА. 2008. С. 10). В нее включены Варнавы апостола послание, 1-е и 2-е Послания сщмч. Климента, еп. Римского, «Дидахе» (Учение 12 апостолов) и 12 посланий сщмч. Игнатия Богоносца в пространной (интерполированной) форме (подробнее см.: ПМА. 2008. С. 8). В научный обиход термин «мужи апостольские» и соответствующий перечень авторов и произведений вошли с XVII в. В 1672 г. Ж. Б. Котелье издал в Париже «Творения святых отцов, живших в апостольские времена» (SS. Patrum qui temporibus apostolicis floruerunt opera). Собрание включало творения Варнавы, Ермы, священномучеников Климента Римского, Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Это длинное название подверглось сокращению (см.: Lincicum. 2015) и окончательно устоялось как «апостольские отцы» в изданиях У. Уэйка (The Genuine Epistles of the Apostolical Fathers: St. Barnabas, St. Clement, St. Ignatius, St. Polycarp, the Shepherd of Hermas, and the Martyrdoms of St. Ignatius and St. Polycarp / Ed. W. Wake. L., 1693; см.: Jonge. 1978) и Л. Иттига (Bibliotheca Patrum Apostolicorum graeco-latina. Lpz., 1699). С этого времени выражение «апостольские мужи (отцы)» получило распространение в патрологии.
В собственном смысле слова М. а. (т. е. учениками апостолов) могут называться лишь 3 автора: сщмч. Климент Римский, к-рый «лицезрел блаженных апостолов [Петра и Павла] и общался с ними» (Iren. Adv. haer. III 3. 3), сщмч. Игнатий Богоносец (древняя традиция расходится в том, учеником какого именно апостола он был; подробнее см.: ПМА. 2008. С. 314) и сщмч. Поликарп Смирнский, «наставленный апостолами» (Iren. Adv. haer. III 3. 4), бывший учеником ап. Иоанна Богослова (ПМА. 2008. С. 377-378).
К лит-ре М. а. также относят: «Дидахе» (после 1-й публикации памятника в 1883); Послание Варнавы, приписанное апостолу, но датируемое II в.; «Пастырь» Ермы (ок. 140-150) (считалось, что этого Ерму упоминает ап. Павел (Рим 16. 14), но, согласно Муратори канону, он был братом свт. Пия I, еп. Римского); фрагменты сочинений Папия Иерапольского, бывшего, по утверждению сщмч. Иринея Лионского (Iren. Adv. haer. V 33. 4), учеником ап. Иоанна Богослова, но скорее всего - некоего «пресвитера» с тем же именем (Euseb. Hist. eccl. III 39. 5); 2-е Послание сщмч. Климента Римского, написанное неизвестным автором. Диогнету послание, ранее причислявшееся к писаниям М. а., в наст. время относят к лит-ре апологетов раннехристианских.
По большей части творения М. а. (за исключением произведений Ермы и Папия Иерапольского) являются посланиями, написанными с конкретными целями в связи с нуждами тех или иных общин, поэтому в них отсутствует систематическое богословское учение. М. а. отличают сравнительная простота мыслей и языка, высокое горение духа, стремление умереть за Христа, Второе пришествие Которого ими скоро ожидалось, побуждение христиан к высокой моральной жизни.
Географически писания М. а. охватывают довольно широкий регион: Рим (сщмч. Климент Римский и Ерма), М. Азию (священномученики Поликарп Смирнский и Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский), Фригию (Папий Иерапольский), Египет (Послание Варнавы), Сирию («Дидахе»).
Хронологическая и тематическая близость М. а. к апостолам способствовала тому, что их писания часто включались в состав библейских рукописей и следовали непосредственно за НЗ. Так, сочинения сщмч. Климента Римского вошли в Александрийский кодекс, «Пастырь» Ермы и «Послание Варнавы» - в Синайский кодекс (о каноническом статусе писаний М. а. см.: Henne. 1997). Тем самым сочинения М. а. являются как бы переходным звеном от НЗ к более поздним святоотеческим творениям.
После установления новозаветного канона в IV в. и исключения из него писаний М. а. интерес к этим произведениям в Византии стал резко падать, поскольку и историческая реальность, и посленикейское богословие сильно отличались от зафиксированных в этой лит-ре. Однако особое внимание к раннему периоду истории христианства, пробудившееся после появления протестантизма, снова привлекло интерес ученых к писаниям М. а.
Сочинениям М. а. свойственны мн. черты раннехрист. доникейской лит-ры. В триадологии их объединяют субординационизм, порой отсутствие четкого разграничения между Св. Духом как Лицом (ср.: Ign. Ep. ad Eph. 9; Idem. Ep. ad Magn. 13) и как общим именованием божественной природы («бинитаризм» Ермы и 2-го Послания Климента, ср.: Llano. 1986; о пневматологии М. а. см.: Mare. 1972; The Holy Spirit. 2004; о триадологии М. а. в целом см.: Hamman. 1973; Carpenter. 2005; Cipriani. 2012). К общим чертам относятся влияние т. н. иудеохристианства, т. е. иудейского богословия межзаветного периода (напр., применение к Христу архаических ветхозаветных представлений о Нем как об Ангеле и Посреднике, а также в целом ангелология Ермы - подробнее см.: Daniélou. 1958. P. 47, 139 sqq., 167 sqq.; учение об извечной Церкви во 2-м Послании Климента Римского - Ibid. P. 318), полемика с гностицизмом и докетизмом, хилиазм («Дидахе», Послание Варнавы, фрагменты сочинений Папия). Если в «Дидахе» зафиксирован переходный этап в становлении раннехристианской иерархии, когда значительная роль отводилась еще странствующим учителям и пророкам, то в посланиях сщмч. Игнатия Богоносца епископ уже играет центральную роль в организации местной церковной общины, а сщмч. Климент Римский подчеркивает роль апостольского преемства (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 42).
М. а. настаивали на значении ВЗ, хотя ценность его сравнительно с НЗ понималась ими по-разному. В писаниях М. а. встречается прямое или косвенное цитирование большинства произведений, вошедших в новозаветный канон (подробнее см.: Köster. 1957; Мецгер. 1999; The New Testament and the Apostolic Fathers. 2005). Цитаты из апокрифических произведений сравнительно редки. Экзегезе М. а. свойствен в основном типологический метод, хотя аллегореза, характерная для Александрийской школы (см. ст. Богословские школы Древней Церкви), проявляется уже в Послании Варнавы.
Из церковных таинств Евхаристия упоминается в «Дидахе» (гл. 9), а также в посланиях сщмч. Игнатия Богоносца как «плоть Господа нашего Иисуса Христа» (Ign. Ep. ad Philad. 4; Idem. Ep. ad Smyrn. 7; ср.: Idem. Ep. ad Eph. 20). Покаяние, к к-рому следует обращаться в случае совершения греха после крещения, является центральной темой «Пастыря» Ермы (Herm. Pastor. I 3. 7; III 8. 6, 8, 9, 11). В «Дидахе» (Didache. 4. 14; 14. 1) и в Послании Варнавы (Barnaba. Ep. 19) говорится об исповеди. В этике Ерма (Herm. Pastor. III 5. 3) и Варнава (Barnaba. Ep. 19) настаивают на необходимости добрых дел для спасения (об этике М. а. см.: Osborn. 1980; Löhr. 2012).